четверг, 19 апреля 2012 г.

И снова Грюндиг! Grundig Satellit 4000

Попал сей Grundig Satellit 4000 ко мне довольно сложным путем. Изначально его привезли примерно год назад на перекладных из Германии, разумеется, через польский базар, но я к раздаче слонов не успел и его перехватил местный барыга, который поменял его потом на ламповый довоенный приемник, короче, следы этого аппарата затерялись как десятый стул в товарном дворе Октябрьского вокзала.
Однако недавно один наш местный уважаемый радиолюбитель заинтересовался моим японским радиоприемником Силвер и в качестве варианта для обмена предложил именно Grundig Satellit 4000. Только почему-то у него уже не работала кассетная часть, то есть без кассеты аппарат вполне крутился, но при установки кассеты мгновенно срабатывал автостоп. Меня сей факт не отпугнул, чинили аппараты и посложнее и поэтому мы стали с ним договариваться в вялотекущем режиме: я, чтобы не спугнуть обмен, а он размышлял, нужен ли ему еще один приемник. Но неделю назад мой контрагент созрел, не знаю, что повлияло, то ли тяга к приемнику моему, то ли окончательно отказавшая вся магнитофонная часть Grundig Satellit 4000.
Я долго упрашивать себя не заставил и вот он уже у меня.

Я не знаю, как оценить дизайн этого аппарата, он не очень традиционный, но это Грюндиг, а у них всегда был свой стиль, к тому же этот аппарат сделан на базе Grundig Satellit 300, нетрудно заметить, что центральная часть Grundig Satellit 4000 практически идентична этому приемнику, с поправкой, конечно, на то, что это стереофонический аппарат. У меня были магнитолы Грюндиг, в основном Party Center, они были тоже довольно самобытные. Лично мне этот Grundig Satellit 4000 нравится. Для середины восьмидесятых его дизайн, наверное, считался авангардным, но и сейчас он не особо устарел.Особенно хорошо смотрится Grundig Satellit 4000 вечером, когда в полумраке светится его стрелочный индикатор, так и переносишься в ту эпоху, когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли. Только я тогда не мог позволить себе купить его, а сейчас могу:)

Но все это лирика, а в реальной жизни тот конкретный Grundig Satellit 4000 не работал и с этим надо было что-то делать. Итак, приступаем к вскрытию. Вот что ожидает нас под крышкой.

Все очень мило, особенно отсутствующие разъемы для того, чтобы проникнуть к лентопротяжке. Мне предыдущий владелец к этому Grundig Satellit 4000 презентовал протяжку от  какой-то деки Грюндиг с аналогичной же конструкцией, с которой предполагалось в случае чего снять моторы. Так вот на той протяжке все шлейфы заканчивались разъемами, но в Grundig Satellit 4000 все провода просто припаивались к основной плате. Мысленный поцелуй от меня через десятилетия немецким инженерам!

Пока не приступил к ремонту можно  рассмотреть акустику аппарата, собственно, важнейшую часть любой магнитолы. Спереди динамики то спрятаны за решетками, через которые не просматривается абсолютно ничего, но сзади мы видим фирменные грюндиговские 4-х омные динамики 13-см диаметра.

Я бы не снимал решетки без надобности, но в данном случае на одном из грилей была небольшая вмятинка, которую я решил выправить, поэтому могу показать, как динамики выглядят с лица. ВЧ динамики честные, бумажные. Кстати, под динамиком НЧ устроена довольно большая ниша,  предназначение которой я не понял, видимо, туда можно прятать драгоценности или делать там заначки.  Сзади к ней доступа нет.

Так как кассетная часть Grundig Satellit 4000 не работала полностью и волшебные пасы со словами "Крибле, Крабле, Бумс" не помогали, пришлось заниматься аппаратом всерьез. Ну то, что там не приходит напряжение к деке, я выяснил довольно быстро. Но вот где оно теряется, без схемы найти не мог. И тут пришлось взять помощь зала, в общем мне помогли найти горелый предохранитель, из-за которого все и молчало.

Не бейте меня, я всего лишь слесарь-самоучка с мотором, всего еще не знаю и в моем понимании предохранитель выглядит как стеклянная трубочка с тонким плавким проводничком внутри. Кто же знал, что там стояли похожие на конденсаторы маленькие бочоночки с надписью Fuse!
Вот эти злосчастные Фьюсы.

Аппарат ожил, но тут же возникла старая проблема с вырубающим кассету автостопом. Мне говорили, что я еще помучаюсь с этими фрикционами на деке, из-за которых подмоточный подкассетник останавливается при малейшей нагрузке. На волшебников надежды не было, пришлось дальше лезть самому. Отпаял шлейфы и вывернул кишки наружу.

Как вам перпендикулярно припаянные платы управления? А электролит на 10 000 МкФ в центре? Но нас интересует в данном случае механика. Потому вот вам вид протяжки сзади. Чтобы было понятно, она трехмоторная!

Справа шестерня желтого цвета сделана из материала наподобие капрона и она гибкая. Мотор слева вращает через пасик маховик тонвала, средний отвечает за перемотки, правый отвечает за механизм привода. Причем, если надо включить воспроизведение, он вращается в одну сторону, а если запись, то в противоположную.
К счастью, вся протяжка крепилась всего тремя саморезами и все жгуты совершенно не мешают снимать ее с корпуса. Вот она с лица.

Что вам сказать! Никаких фрикционов здесь не было, в этом я убедился, сняв левый подкассетник. Подмотка приводилась центральным двигателем напрямую, через желтую "капроновую" шестерню.

Честно говоря, я был озадачен. Что делать, не знал. Сработало дальше правило преферанса "Если не знаешь, с чего ходить, ходи с бубей". Я решил разобрать протяжку дальше. И был вознагражден. Перевернув желтую шестерню, я увидел ее обратную сторону.

А под этой шестерней, когда установлена она на протяжке, стоит следующая штука.

Если кто не понял, это светодиод и фотоэлемент, который ловит отраженный свет от вращающейся шестерни с нанесенными на ней черными и белыми полосками. Так вот бумажка с полосками отклеилась от шестерни и поэтому практически не вращалась вместе с шестерней. Стадию приклеивания бумажки клеем "Момент" я опущу, в ней слишком много драматизма для неискушенной психики.
Зато предлагаю полюбоваться даже не самой шестеренкой, а стопорным кольцом, размером ну явно менее 2 мм, я думаю, что такие могли бы использоваться разве что в часовой промышленности. Что сказать, немцы!

Пока не собрал Grundig Satellit 4000,  я приложил подаренную протяжку к магнитольной, чтобы сравнить их. Они были похожи, но и немного различались. На протяжке деки мотор был 12 вольтовый, а на магнитольной 9.  Про разъемы шлейфов я уже писал, вот еще можно заметить, что на протяжке деки установлены щупы определения типа лент, а на протяжке Grundig Satellit 4000 тип ленты задается вручную кнопками на панели.

Из интересного заметил на плате ползунковый резистор, который был подпружинен пружиной прищепочного типа. Оригинальное решение!



Честно скажу, что секцию тюнера я не трогал, я ее вынул, посмотрел, но там стоит на половину секции металлическая коробочка - экран, честно говоря, интересного для меня там не было ничего.

 Кто хочет узнать про тюнер, читайте про Grundig Satellit 300.

Что в сухом остатке? Интересный аппарат. Сейчас, пока я пишу эти строки, играет у меня станция "Ретро FM", выключать не хочется: то ли из-за песен, то ли из-за самого Grundig Satellit 4000, а быстрее и то и другое.



7 комментариев:

  1. Система автостопа убила!

    ОтветитьУдалить
  2. система автостопа как в маяке 233, только там стоит прорезаное по секторам колесико на счетчике, пока крутится не срабатывает и наоборот

    ОтветитьУдалить
  3. Красавец!Первый Grundig отец привез из ФРГ в 1977 году.Модель не помню,потом отдали родственикам.сейчас жалею.Потом был Party Center по-моему 240-ой.Не могу найти проспекты Grundig,Fischer также првезенные папой в1977.

    ОтветитьУдалить
  4. Вот и ко мне приехал такой аппарат с неработающим кассетником.
    И огромное спасибо автору за фотосессию потрошков- я хоть теперь могу понять как выглядят эти жёлтые шестерёнки (перемоток и автоматики)- ибо в моё их нет вообще, только мелкие обломки трухлявые внутри корпуса болтаются (нарисую по размерам и буду заказывать на 3D принтере- нынче это доступно :)
    И кстати, чтоб добраться до протяжки- не надо ничего отпаивать, просто основную плату нужно снять вместе с блоком тюнера и откинуть в сторону.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Шестерёночки мне мастер и нарисовал по месту и изготовил (и даже косозубую- в автоматику), ну очень прилично, не нарадусь, если вдруг у кого такие потребности возникнут (в смысле печати на 3D) и не только шестерёнок ну и прочих пластиковых деталюшек- могу предоставить координаты человечка, очень головастый и деятельный (в зависимости от того из какого материала нужна деталь- сам выискивает возможности по разным принтерам, в личном пользовании имеет простенький струйный- соответственно для не сильно прецизионных деталей, вот жду от него ручки и кнопки на разные магнитолки, посмотрю на результат, а шестерни- последний вариант- ну очень даже очень :)

      Удалить
    2. Добрый день.
      Очень заинтересовала возможность изготовления шестеренок на 3D принтере.
      Можете дать контакты человека.

      Удалить